Мария Аронова: «Я вытянула лотерейный билет»

Фото: Petrov Sergey/Globallookpress

Традиционно озвучивать вопросы Географического диктанта приглашаются известные личности: звезды теле- и киноэкранов, певцы, музыканты, актеры. В 2024 году одним из голосов диктанта стала актриса театра и кино Мария Аронова.

В преддверии ежегодной просветительской акции советник Президента РГО по информационной политике Анастасия Чернобровина побеседовала с народной артисткой России о географии в школе, о талантливых авторах вопросов диктанта и о том, как привлекать молодежь в просветительские проекты.

Анастасия Чернобровина: Вы озвучили вопросы «Географического диктанта – 2024».
А знаете ли Вы, что многие вопросы для Географического диктанта пишут эксперты «Своей игры»?

Мария Аронова: Невероятно. Я безумно люблю «Свою игру» и «Что? Где? Когда?» и восхищаюсь теми, кто создает эти программы. А все, кто там играет, – вообще мои небожители. Часто они верно отвечают на вопросы, а я при этом даже не понимаю, о чем их спрашивают. Для меня они марсиане.

Анастасия Чернобровина: Пока Вы озвучивали вопросы, хотя бы на один Вам удалось мысленно найти ответ?

Мария Аронова: Нет. Для меня это очень сложно. Знаете, кто мог бы ответить на вопросы диктанта из моих друзей? Я думаю, Михаил Полицеймако. Он очень интересовался географией – если у Миши спросишь что-то, у него всегда есть ответ. У него был, по-моему, очень сильный учитель в школе, который всех воодушевлял, и все ученики поэтому были очень увлечены этим предметом.

Анастасия Чернобровина: Вы хорошо ориентируетесь в пространстве?

Мария Аронова: Прекрасно! Если я зайду в лес, вы меня больше никогда не найдете – я выйду замуж за медведя и останусь в тайге. Я прогрессирующий топографический кретин. Если надо пойти вправо, я точно буду знать, что надо идти влево. Такой была и моя мама. Но мой муж, брат и отец – это, напротив, люди, которые будто рождались с компасом в голове, у них внутри словно своя навигационная система.

Анастасия Чернобровина: Как Вы думаете, чем сейчас привлекать молодежь к географическим знаниям? Через театр, кино, телевидение или достаточно сесть в поезд и увидеть все своими глазами?

Мария Аронова: В первую очередь наше мировоззрение формируют педагоги. Я в этом абсолютно убеждена. В определенном возрасте у детей проявляется некое неверие к своим родителям (только намного позже они понимают, насколько их мама и папа умные люди). Педагог – другое дело. И какое счастье для ребенка попасть в руки к талантливому педагогу: будь то в школе, в кружках или на других дополнительных занятиях.

Если обратиться к моим воспоминаниям из детства, то я ходила в музеи: в большинстве своем – с родителями, с братом и в меньшей степени – с друзьями, потому что друзья отвлекали от процесса познания. Если у родителей есть возможность: финансовая, физическая и вообще возможность путешествовать по нашей прекрасной стране, – то это небывалая удача. Наша страна настолько огромна, она настолько загадочна. Это может звучать банально, но это действительно так, особенно если путешествовать с истинными гидами, знатоками своего дела.

Анастасия Чернобровина: Вы столько тепла подарили экспертам «Своей игры». В этом году более 90% вопросов Географического диктанта составлены авторами-любителями в рамках конкурса «Напиши свой вопрос для Географического диктанта». Это жители нашей страны и других стран мира, неравнодушные к географии.

Мария Аронова: А я думаю, почему вопросы пропитаны такой любовью? Почему в них нет книжности, энциклопедичности? Когда я готовилась к озвучиванию, читала вопросы, мне казалось, будто это сосед задает мне вопрос, никак не ученый или эксперт. Теперь я понимаю.

Анастасия Чернобровина: Какие у нас умнейшие, талантливые люди в стране живут.

Мария Аронова: Это правда. Когда люди обладают такими знаниями, это большая гордость. Нужно о таких людях рассказывать, давать возможность им проявляться. Сейчас интернет заполнил все собой, так что нам необходимо любыми способами пробиваться. Мама моя рассказывала, как в школе их учитель географии приходил каждый раз в костюме той страны, которую им предстояло изучать. Он придумал, что класс – это команда корабля, на «борту» которого они изучали, чем растопить печь, на чем приготовить еду, что дать взамен, чтобы получить мясо. Вот такой был педагог – дети изучали географию на уровне ассоциаций, образов. И моя мама знала предмет. Я думаю, что она ответила бы практически на все вопросы диктанта.

Анастасия Чернобровина: Почему стоит прийти на «Географический диктант – 2024»?

Мария Аронова: Мне повезло – в этом году я вытянула лотерейный билет, потому что я удостоилась чести озвучивать вопросы для Географического диктанта. Я потрясена тем, что эти вопросы предлагали в основном люди нашей страны – не специалисты, не ученые, не педагоги, а люди, живущие рядом со мной. Я потрясена, что они обладают такими знаниями. Я сама столько почерпнула! Приходите на Географический диктант. Вам будет бесконечно интересно!